День знаний – день проблем…

1senti.jpgСтарт одиннадцатилетнего «марафона»
Вчера школьники, как и положено 1 сентября, отправились в школу.
ОДНАКО абсолютно для всех — и для самих учащихся, и для их родителей, и для учителей, а также прочих работников образования — очевидно, что День знаний — не только праздник, но и начало серьезных проблем…
Для родителей это, прежде всего, хлопоты и финансовые расходы, для школьников — напряженная учебная программа, для учителей — постоянно растущие требования родителей к образованию их чад. Вероятно, труднее всех руководству школ — им предстоит обеспечить учебный процесс всем необходимым в условиях более чем скромного финансирования…

Родительское «софинансирование»
ЧТО касается родителей, то величина их проблем зависит и от школы, куда идут учиться их дети, и от года обучения. Труднее всего папам и мамам первоклашек, которым непременно хочется, чтобы их ребенок пошел не в какую-нибудь школу, а в одну из тех, что считаются престижными. Вот примерный «бюджет первоклассника», составленный со слов одной мамы:
— школьная форма — 2000 рублей,
— обувь — 1000 рублей,
— рубашка — 250 рублей,
— галстук — 100 рублей,
— канцтовары — 600 рублей,
— ранец — 1000 рублей,
— взнос «на оборудование класса» — 3000 рублей,
— учебники — 800 рублей.

Кроме этого, с ее слов, родители, которые «устраивали» ребенка не по месту жительства, вынуждены были заплатить «вступительный взнос» в размере 5000 рублей.
Получается, что отправить ребенка первый раз в первый класс может обойтись в сумму до 15000 рублей.
Все ли эти затраты так необходимы? Как нам пояснила Федосья УЛЕНДЕЕВА, главный специалист отдела общего образования Департамента образования Ульяновской области, родители могут помогать школе деньгами, если есть соответствующее решение родительского собрания, но заставить их делать какие-либо взносы против их воли никто не имеет права.

Что касается необходимости покупать учебники для первоклашек, то здесь ситуацию прокомментировала Ирина НИКУЛИНА, главный специалист отдела обеспечения общего образования: «Это серьезное нарушение со стороны администрации этих школ — перед нами они отчитываются о том, что первоклассники полностью обеспечены бесплатными учебниками! Если это правило нарушается, надо обращаться непосредственно ко мне по телефону 44-48-11. Мы можем напомнить должностным лицам об их прямых обязанностях…».
Также Ирина Пикулина отметила, что у многих многодетных и малообеспеченных семей возникают проблемы с учебниками для детей лишь потому, что они не знают своих прав, — руководители образовательных учреждений обязаны изыскивать любые возможности, чтобы обеспечить их учебниками.

Школьников стало больше
ЧТО касается школ, то, по информации, которую нам предоставили в областном департаменте образования, все они были готовы к учебному году на сто процентов. Об этом было доложено в минувший четверг на селекторном совещании, которое провела заместитель председателя Правительства Ульяновской области Тамара ДЕВЯТКИНА. По предварительным данным, в этом учебном году по всей области за парты сядет на 100-150 детей больше, чем в прошлом, — в основном за счет первоклассников. Однако нагрузка на действующие учебные заведения увеличится еще и в результате того, что в области ликвидировано порядка сорока устаревших школ, в том числе и ряд городских. И этот процесс пока не завершен. Продолжают работать некоторые школы, которые до сих пор не получили автобусы, чтобы возить детей в более крупные населенные пункты. А вот в селе Теньковка Карсунского района не успели отремонтировать дорогу до райцентра, и только поэтому школа там продолжает работать. Однако в ближайших планах областного правительства — передать школам еще девяносто автобусов, так что до конца года транспортные проблемы должны быть решены. Но даже после этого немногие из образовательных учреждений выйдут на «проектную мощность», хотя после того, как было введено «подушное» финансирование, за детей между школами идет серьезная конкуренция.

ЕГЭ — не догма
ЕЩЕ одна немаловажная проблема «затаилась» в самих учебных программах. После того, как всеобщим и обязательным стал Единый государственный экзамен, многие родители и учителя были просто в панике, поскольку содержание учебных программ часто не совпадало с требованиями ЕГЭ. И в последние месяцы перед сдачей выпускных экзаменов учеба превращалась в «натаскивание» на ЕГЭ. По идее, школьная программа должна бы постепенно адаптироваться к Единому госэкзамену. Однако, по словам директора департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Евгении МОРГУН, результаты ЕГЭ-2009 на программе 2009-2010 учебного года никак не отразятся.
Мы обратились за разъяснениями к доктору педагогических наук Сергею ПОЛЯКОВУ, и он признал, что ситуация здесь довольно запутанная…
Некоторые формулировки ЕГЭ действительно не совпадают с содержанием программы обучения. Более того, в ЕГЭ часто попадают вопросы из той части программы, которая считается лишь рекомендуемой, но не обязательной. Но если программы останутся в неприкосновенности, под них будет постепенно адаптироваться Единый госэкзамен — это не догма, он должен совершенствоваться постоянно.
Так что есть надежда, что когда нынешние первоклашки доберутся до ЕГЭ, это противоречие останется в прошлом…

Автор: Сергей ЮРЬЕВ
Источник: http://ulpressa.ru